Противопожарные двери — не только надежный способ защиты в случае пожара, но и обязательное к установке изделие практически в любых общественных местах. В случае возникновения возгорания преграда отрежет пути для распространения огня на определенный срок в зависимости от характеристики и класса огнестойкости.
Разумеется, такая система нуждается в постоянном уходе. Регулярность в проведении процедуры обслуживания и проверки позволяет сохранять и поддерживать стабильную работу и огнезащитные способности конструкции. Чтобы проверка была максимально эффективной, желательно ознакомиться с базовыми особенностями этой процедуры. Поскольку ответственность возлагается на руководителя организации, то в первую очередь обязанность следить за состоянием дверей относится именно к ним.
Кто выполняет?
Самостоятельно, силами собственной компании и сотрудников выполнять проверку и обслуживание противопожарных дверей не разрешается. Это регулируется постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1255. В данном документе сказано, что исправность всех защитных систем на объекте является прямой обязанностью руководителя организации.
Чтобы осуществить обслуживание согласно требованиям законодательных актов, руководитель обязан обратиться к специализированным учреждениям. Таковыми могут быть сторонние фирмы, которые имеют лицензию на подобный вид деятельности. Часто услугу технического обслуживания предлагает производитель — и это действительно удобный вариант, если нет желания тратить время на поиски подходящей компании, соответствующей все требованиям.
При заключении договора важно обратить внимание на наличие лицензии.
Требования к организации
Обратиться к первой попавшейся фирме, если руководитель действительно заинтересован в безопасности своих сотрудников, не получится. Согласно нормативам, у фирмы, которая отвечает за обслуживание, обязательно должна иметься соответствующая лицензия, выданная государственными органами. Сотрудники, выполняющие тестирование, должны иметь за плечами пройденное обучение по пожарной безопасности. Знание всех нюансов и лицензированная деятельность — основные требования к проверяющей компании и ее работникам.
Поэтому при выборе поставщика услуг первым делом необходимо проверить наличие лицензии, выданной МЧС. Как уже было сказано ранее, часто услугу технического обслуживания и проверки оказывает производитель. Поэтому можно заключить договор с фирмой, у которой приобретались конструкции. Но, если это по каким-то причинам невозможно, следует искать легальные конторы с разрешением на обслуживание огнестойких конструкций.
Технический осмотр
Согласно нормативам, тестирование и обслуживание должны проводиться ежеквартально. В эту процедуру входят различные виды деятельности. Проверка конструкции начинается с обязательной проверки документов на огнеупорные преграды. Поставщик услуги обязан удостовериться в наличии и подлинности сертификатов соответствия ГОСТ, технического паспорта, талона с индивидуальным номером и сертификатов материалов.
Затем сотрудники обслуживающей фирмы проводят осмотр внешних сторон конструкции и тестируют изделие на работоспособность всех ключевых элементов. При необходимости также выполняются поддерживающие процедуры, например, смазывание деталей механизма или замена материалов, пришедших в негодность.
Основные виды работ
Четкого регламента по сервису, как такового, не существует. Но в целом все серьезные фирмы придерживаются одинакового порядка. Как правило, поэтапно процесс выглядит так:
- проверка целостности покрытия и отделки;
- тестирование дополнительных элементов (например, доводчиков);
- проверка уплотнителя с дальнейшей заменой при необходимости;
- смазывание деталей фурнитуры.
Особое внимание обращается на фурнитуру, размеры зазоров между полотном и коробкой дверей и состояние уплотнителей, так как именно эти элементы отвечают за эффективность и безопасность в случае пожара. При наличии каких-либо замечаний сотрудники обслуживающей компании принимают меры по устранению недостатков и восстановлению работоспособности изделия.
Плавность доводчиков — один из параметров, тестирования при обслуживании.
Акты тестирования
После окончания обслуживающих мероприятий составляется акт об осмотре и проверке работоспособности. В этом документе отмечается список всех выполненных действий. Фиксируется каждый этап по тестированию и обслуживанию. Также описывается текущее состояние огнеупорных преград. Готовый акт подписывается сотрудниками, выполнявшими работу. Документ необходимо передать лицу, ответственному за противопожарную безопасность на предприятии, где установлены преграды.
В акте в обязательном порядке должны быть указаны сведения об адресе организации, в которой было проведено обслуживание, места установки огнезащитных конструкций, а также результаты осмотра. При проверке со стороны государственных надзорных органов, ответственных за пожарную безопасность, тестирующий имеет право запросить не только сертификаты и паспорта, но и акты о проведенных осмотрах и выполненных работах.
Что делать при обнаружении неисправностей?
Если в ходе осмотра были обнаружены какие-либо недостатки или неисправности, дальнейшие действия зависят от сложности найденных дефектов. Небольшие проблемы устраняются тут же, на месте. Например, сколы, царапины и другие повреждения на внешней поверхности устраняются при помощи нанесения отделочных материалов. Важно проконтролировать, чтобы использовались только разрешенные для огнестойких преград материалы.
То же уместно и в случае с доводчиками или уплотнителями. Если работа доводчика не отличается плавностью, то механизм либо регулируется, либо меняется. Уплотнитель и вовсе рекомендуется периодически менять, в зависимости от интенсивности эксплуатации.
При сильных повреждениях, которые нарушают целостность конструкции и ее огнезащитные свойства, изделие подлежит замене. Серьезные производители, как правило, дают длительный срок гарантии и делают замену бесплатно, если это гарантийный случай.